Этот год в Греции — юбилейный, ровно 200 лет греческой национально-освободительной революции. А тут ещё с прошлого года «зависло» празднование другой даты — 2500 лет со дня битвы при Фермопилах и Саламинского сражения.
Новая временная выставка в Национальном археологическом музее, посвященная историческим победам греков, была открыта 20.10.2020 на год, но очень возможно, что её продлят, так как значительную часть времени музеи были закрыты.
Если вы окажетесь в Афинах, очень её рекомендую. Называется она «Великие победы. На грани Мифа и Истории».
Включает в себя 105 предметов и один макет афинской триеры V в. до н. э., предоставленные как самим Национальным археологическим музеем, так и другими музеями Греции. В начале работы выставки можно было увидеть бюст Фемистокла, но его уже вернули в музей Остии (Parco Archeologico di Ostia Antica).
Греко-персидские войны имели колоссальное значение для греков. Греки защищали свободу, впервые действуя сообща, полностью осознавая свою национальную идентичность.
О том, как уже в ходе самих сражений слагались легенды об участии в них богов и мифологических героев и о том, как греки замечали божественные знаки в свою пользу, хорошо известно. Но на этой выставке эти «филологические свидетельства» подаются вместе с «вещественными доказательствами» греческой убеждённости в своей правоте, что, конечно, не может не производить впечатление. По силе эмоционального воздействия это лучшая выставка, которую я видела за все годы своей жизни в Греции (я живу тут с 2007 года).
Здесь я помещу фотографии некоторых экспонатов.
МАРАФОН
Из музея древней Олимпии привезли шлем коринфского типа, щит (так называемый όπλο, что означает «оружие»), панцирь, наголенники, копьё. Все находки — с Олимпийского стадиона. 500 г. до н. э. — ранний V в. до н. э.
И даже шлем Мильтьяда, который легендарный афинский стратег посвятил Зевсу.
Мраморная стела в честь павших афинских воинов при Марафоне. Найдена на вилле Герода Аттика в Аркадии (Эва/Луку, Кинурия). После 490 г.до. н. э.
Стела была поставлена у группового захоронения 192 воинов (см. следующую фотографию). Сохранился каталог с 22 именами погибших из Эрехтеевой филы. Герод Аттик, богатейший афинянин, ритор, софист и коллекционер, родом из Марафона, во II в. н. э. перенёс стелу на свою виллу в Кинурии.
А это фотография погребального холма в Марафоне.
ФЕРМОПИЛЫ
Медные наконечники стрел. С поля боя в Фермопилах. Найдены на холме Колонос, 480 г. до н. э.
Ромбовидные наконечники стрел восточного происхождения. Один наконечник листьевидный, персидского типа. Все с полостью для насадки на ствол. Ромбовидные с тремя гранями — самые характерные находки на полях сражений с персами, а также в греческих святилищах, куда они были принесены в качестве посвящений. Согласно Геродоту, стрел было столько, что они могли затмить солнце.
АРТЕМИСИЙ
Статуя Артемиды. Из Пендалофо, префектура Этолии и Акарнании. Датируется II в. н. э., копия с оригинала IV в. до н. э.
Мыс Артемсий, у которого произошло морское сражение, получил название в честь существовавшего там святилища Артемиды (Artemis Proseoa). В благодарность за поддержку греки поставили в честь богини трофей победы.
Бронзовая гидрия с изображением Борея и Орифии. Из древнего Фарсала, Фессалия. сер. IV в. до н. э.
Крылатый бог Борей (олицетворение северного ветра) похищает Орифию, дочь афинского царя Эрехтея. Соединившись с ней и став афинянам «родственником», Борей помог им нанести урон персидскому флоту при мысе Артемисий. По окончании войн с персами, афиняне учредили культ Борея на берегу реки Илисс.
АФИНЫ — САЛАМИН
Статуэтка Коры. Афинский Акрополь. Ок.490 г. до н. э.
Небольшая кора в хитоне и гиматии была восстановлена из двух частей: тело было найдено в 1843 году, а голова — только в 1882 вместе с другими изваяниями, обнаруженными археологами в полости, где ещё в древности они были сложены греками после того, как их разрушили персы. Следы от пожара заметны в верхней части статуи, как и остатки раскраски венка, волос и одежды.
Голова Диониса. Из Пирея. I в. н. э., на основе оригинала IV в. до н. э.
Согласно древним источникам, до того, как началось Саламинское сражение, послышался гул какой-то невидимой толпы, исходящий со стороны Элевсинского святилища. Голос Иакха-Диониса, почитавшегося в Элевсине, и пыль, поднявшаяся оттуда до Саламина, были поняты как знаки, предвещавшие победу.
Статуэтка Пана. Из Афин (святилище Зевса Олимпийского).II в. н. э. Копия с оригинала, возможно, IV в. до н. э.
Козлоногий бог в шкуре сидя на скале играет на свирели. Почитался на островке Пситаллия (рядом с Саламином). Смерть персов считалась «подарком от бога».
Ещё один Пан в ленту, уж больно умильный)))
Женская фигура, возможно, Персефоны. Из Пирея (холм Мунихий). 420–410 гг. до н. э.
Согласно Геродоту, победа при Саламине произошла при содействии богов Элевсина, откуда божественные знаки достигли пустынной Аттики до начала сражения.
ПЛАТЕИ
Голова Аполлона, тип Kassel. Афины, район святилища Зевса Олимпийского. II в. н. э. Считается копией с работы Фидия.
После победы при Платеях греки поставили в святилище Аполлона в Дельфах золотой треножник на бронзовой змеевидной колонне, на которой были начертаны имена воинов.
Посвятительный рельеф Алоллону Пифийскому. Афинский Акрополь (у подножия). Ок.410 г. до н. э.
Аполлона восседает на треножнике, опираясь ногами на ступенчатую основу. Рядом с ним сестра Артемида и мать Латона. Согласно Геродоту, Дельфийский оракул направлял греков в критические моменты Платейского сражения и предсказал в нём победу.
Мраморная стела с решением общего собрания греков о почестях афинянину Главкону. Из Платей, вторая пол. III в. до н. э.
Платеи стали считаться местом Общего собрания греков. На стеле упомянута процедура организации Элефтерий (праздника в честь Зевса Освободителя и Согласия греков в борьбе против персов).
АФИНЫ
Рельеф из святилища Посейдона на мысе Сунион. Юноша, надевающий на себя венок победителя. Ок.460 г. до н. э.
Афина Варвация. Копия римского времени с колоссальной работы Фидия. Оригинал стоял в Парфеноне.
Акрополь, разрушенный персами, был заново укреплён и украшен после полной победы греков.